«Интерес дороже оценок». Интервью с экспертом

20 марта 2023

Первым партнёром ТОНа стал Максим Крюков. Он является специалистом в области изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Мы поговорили с Максимом о важности профориентации в жизни подростка.

«Интерес дороже оценок». Интервью с экспертом

Максим Крюков является специалистом с огромным опытом в сфере графического дизайна. Помимо создания своих работ, он руководит направлением «Графический дизайн» в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра, а также организует мероприятия совместно с Городским ресурсным центром «ТОН: творческий образовательный навигатор». 

На одном из таких событий мы поговорили с Максимом Михайловичем о его деятельности, целях профориентации, настоящем и будущем начинающих дизайнеров.

В чем заключается ваша основная деятельность в рамках подобных мероприятий?

Я курирую интенсивы, либо другие курсы в области дизайна, архитектуры или других сфер проектирования. Мы пытаемся продвинуть профориентацию, не узконаправленную на какие-то отдельные области дизайна, а такую, в результате которой ребята понимали бы, куда идти учиться дальше. То есть на кого они будут учиться, и в чем будет заключаться суть их работы в будущем. 

Многие воспринимают область дизайна не очень правильно – кто-то думает, что это исключительно творческая профессия, кто-то – что это просто технические специальности. На самом деле, здесь совершенно другая логика мышления. Во-первых, мы пытаемся выявить, кто к этому предрасположен, а во-вторых, сделать так, чтобы у детей не было разочарований и было ясно, с какой целью они идут туда учиться.

Дети, которые активно участвуют в различных интенсивах, в том числе в «IT-кубе», имеют преимущества при поступлении в учебные учреждения?

Наша цель не в том, чтобы им было проще поступить, а в том, чтобы им было проще определиться в выборе будущей специальности – дизайн или архитектура, например. Одна из ключевых проблем в российском образовании на данный момент – это когда ребенок уже поступил на специальность, проходит год-другой, и он понимает, что не хочет этим заниматься. И это не только в области дизайна и архитектуры. 

Мы пытаемся подготовить ребят, чтобы им было просто комфортнее вписаться в среду обучения и потом работать по профессии. Поступить всегда проще после таких прокачек. Мешает подготовиться в ВУЗ, ССУЗ, любое творческое заведение отсутствие умения графически мыслить, чему можно научиться только при некой свободе. 

У нас же в художественных школах есть большая проблема в подходе к реализации визуальных задач: «Давайте ребята, выполняйте все по пунктам и постоянно бойтесь ошибиться». Но на самом деле нужно делать что-то неправильно, ошибаться, а потом уже смотреть и поправлять, анализируя свои собственные ошибки. Тогда у тебя будут конкретные результаты, что очень важно для поступления и дальнейшего обучения. Мы пытаемся научить больше делать и анализировать, а не бояться.

С какими неверными ожиданиями сталкиваются студенты при поступлении на специальность графического дизайнера?

У них есть ощущения, что они будут заниматься изобразительным искусством – это классический пример. Туда идут иллюстраторы, кто занимался художественным профилем, ДПИ (декоративно-прикладное искусство). Но по факту дизайн – это совершенно другое, 90% дизайна это не про изобразительное искусство.

Есть ли какие-то правила, которые объединяют академический рисунок и графический дизайн?

Академический рисунок – это очень небольшая часть изобразительного искусства. Это про то, как сделать иллюзию пространства в двухмерном пространстве. Он обязательно нужен дизайнерам для развития определенной части мозга, а графическое мышление нужно развивать и другими способами. Академический рисунок – не панацея для понимания изобразительного искусства.

В какой форме будут оцениваться дизайны логотипов, над которыми ребята работают в рамках 4-х дневного интенсива в IT-кубе?

У нас есть система оценки, она стандартизированная, в ней есть критерии, больше технические: соответствие образов, подходящие колорит, пластика и пр. По факту будем оценивать, как творческую работу, так и то, как выдержан функционал, в данном случае, логотип. Баллы – это не самый надёжный способ оценки состоятельности работы. Если мы будем таким образом оценивать работы дизайн-студий, например, то тоже все сядем в лужу. В любой работе можно найти достоинства и недостатки при желании. 

Этот курс посвящен больше тому, чтобы они этим заинтересовались, начали пробовать, и решили – нравится ли им такая работа, вызывает ли интерес и отклик. Тем более этот курс, погружающий: разработка логотипов-песчинка в брендинге и графическом дизайне. У меня ребята учатся 4 года, и я постоянно им говорю: «Не важно какие оценки вам поставили на просмотре, какая разница? Ты, возможно, научился большему, чем остальные. Да, результат твоей работы не оптимален, но ты ее проанализировал, понял, что ты сделал не так, учти это в следующем проекте».

Какие перспективы есть у подрастающего поколения, которое занимается графическим дизайном?

Перспективы большие и разнообразные. Если взять 80-е, то с этих годов начинается визуальный провал в культуре. В это время финансирование шло в другую сторону. Сейчас мы вполне успешно попытались выбраться из той «серости». Дизайн в России только формируется, но он уже уникальный, абсолютно отличный от других стран. Сейчас ребята идут на рынок, на котором это ценится, с учетом развития технологий это становится еще и необходимо. Дизайнеров становится больше, но и рынок открыт гигантский. Люди в целом по-другому воспитаны на данный момент, в визуальной культуре, в том числе.



Максим Михайлович поделился с нами малой частью того, что представляет из себя огромная и прогрессивная сфера – графический дизайн. Всем, кто хочет профессионально расти в этой сфере, следует ясно оценивать свои навыки и постоянно совершенствоваться, чтобы адаптироваться под быстроизменяющиеся условия и достигать успехов. Но это и делает дизайн таким интересным! Благодарим Максима Михайловича за открытость в общении и уделенное время!

Автор текста: Мария Усанина и Анастасия Оболенская, ученицы Екатеринбургской академии современного искусства по направлению «Журналистика и связи с общественностью в сфере культуры»

Ассоциация молодых педагогов: новое объединение в художественном образовании Екатеринбурга

В 2024 году в системе художественного образования Екатеринбурга появилось новое творческое объединение

«Шаг в профессию». Загородная профориентационная смена 2024

Состоялась вторая профориентационная смена Управления культуры Администрации города Екатеринбурга – «Шаг в профессию».

«Грантовый проект #поискусству: первые итоги и перспективы»

В минувшее воскресенье участники проекта #поискусству вернулись из образовательного путешествия в Сысерть.

«Династия художник»: искусство в семейной традиции Екатеринбурга

Состоялось торжественное закрытие выставки, объединившей 42 художника из 14 династий города Екатеринбурга